Мировые кредитные рейтинговые агентства.

Многие обращали внимание на различные заголовки в газетах или в новостях по телевизору говорят про то, как, то или иное агентство повысило, до недавнего времени чаще понижали, рейтинг какой-нибудь компании или даже страны.

Какую функцию выполняют рейтинговые агентства и для чего они нужны?

Свое начало рейтинговые агентства берут еще в конце 18-го века, когда европейским инвесторам требовалась информация касаемо их вложений в экономику развивающейся тогда США, в частности в железные дороги.

Основной задачей стояло, дать потенциальным кредиторам или инвесторам подробную финансовую информацию о самом заемщике этих средств, насколько он окажется кредитоспособным и в будущем сможет выполнять свои финансовые обязательства.

Составляется так называемый кредитный рейтинг – это экспертная оценка о том или ином уровне кредитного риска, который предположительно может возникнуть в процессе инвестирования.

Эта оценка, по сути является субъективной, т.к. каждое рейтинговое агентство использует различные методики оценки рисков, с учетом необходимость учитывать специфику различных сфер бизнеса, направления, а также регионы и страны нахождения самого эмитента.

Как правило, у всех агентств схожие методологии оценки, которые для оценки применяют рейтинговые шкалы, наподобие оценок в школе для учеников, где 5 высший балл.

Рейтинговая шкала.

На основании экспертной оценки, эмитенту присваивается рейтинг по вышеуказанной шкале, где ААА является высочайшая надежность эмитента, а D означает что эмитент может быть признан банкротам из-за невыполнения своих обязательств перед заемщиками, и инвестиции в такие бумаги совсем нежелательны.

Например, Россия до середины февраля 2019 года имело рейтинг Moody`s Ba1 – не инвестиционный рейтинг, т.е. означало для всех иностранных инвесторов, что вложения в суверенный долг нашей страны не является безопасным. На текущий момент РФ имеет рейтинг Baa1, что означает небольшую инвестиционную привлекательность для всех инвесторов.

Во всем мире не мало кредитных рейтинговых агентств, например, в России такие агентства, как Эксперт РА, Национальное рейтинговое агентство или РусРейтинг, а всемирно известные это Moodys, Standard and Poors и Fitch.

1. Standard and Poors.

Standard and Poors насчитывает свою историю с 1860 годов и её основатель Генри Варнум Пур, который впервые начал предоставлять европейским инвесторам информацию об американских эмитентах, в частности об инвестиционных трендах того времени – железные дороги. А в 1906 году Лютер Брейк создает компанию Standard Statistic, предоставляющую американским компаниям финансовую информацию об эмитентах. В будущем в 1941 году в результате слияния двух компаний образуется новая всемирно известная компания Standard Poors.

Шкала кредитного рейтинга Standard Poors.

На сегодняшний день, спустя более чем 150 лет компания является признанным мировым лидером среди рейтинговых компаний во всем мире.

2. Moodys.

Предприниматель самоучка господин Джон Муди, имел решительное мнение касаемо того, чего не хватает на фондовом рынке инвесторам. Джон основал компанию John Moody Company и в 1900 году впервые опубликовал для широкой публики пособие, которое содержало массу информации, статистические данные по акциям и ценным бумагам, облигациям, различных секторов от горнодобывающих до потребительских. Весь тираж в кротчайшие сроки был полностью раскуплен, а к 1903 году компания имела огромный успех, благодаря чему она стала известна на всю Америку.

На сегодняшний день, Moody`s является ведущей рейтингово – аналитическим агентством с мировым именем и известностью. Рейтинги и анализ фирмы отслеживают долг, охватывающий более 135 стран, порядка 4800 нефинансовых корпоративных компаний, 4100 эмитентов и финансовых учреждений, и более 17 600 эмитентов государственных финансов.

Шкала кредитного рейтинга Moody`s.

3. Fitch rating.

Джон Ноулз Фитч (John Knowles Fitch) основал Fitch Publishing Company в 1913 году, предоставляя финансовую статистику для использования в инвестиционной отрасли через «Руководство по акциям и облигациям Fitch», а также «Книга облигаций Fitch». В 1924 году Fitch представило рейтинговую систему от AAA до D, которая стала основой для рейтингов во всей отрасли. С планами стать глобальным рейтинговым агентством с полным спектром услуг, в конце 1990-х годов Fitch объединилось с лондонской IBCA, дочерней компанией французского холдинга Fimalac S.A. Fitch также приобрело рыночных конкурентов Thomson BankWatch и Duff Phelps Credit Ratings Co. С 2004 года Fitch начало развивать операционные дочерние компании, специализирующиеся на управлении рисками на предприятиях, услугах по обработке данных и обучении в финансовой сфере, приобретя канадскую компанию Algorithmics и создание Fitch Solutions и Fitch Training.

К слову, рейтинговые агентства выражают свое мнение относительно эмитента, тем самым давая рекомендации потенциальным инвесторам, для того чтобы они могли максимально точно определить риски, на которые они идут. Но в 2008 году, судьба сыграла злую шутку для большинства инвесторов, тем самым спровоцировав ипотечный кризис на рынке США. Связано это было в первую очередь с тем, что рейтинговые агентства, не проводя достойный анализ различных долговых бумаг, присваивали высший рейтинг заведомо «мусорным» ценным бумагам. После чего, законодательство США значительно ограничило деятельность агентств.

Оцените статью
Деловой журнал о различных способах заработать деньги в интернете и не только