Почему Китай «мировая фабрика»?

Китайская экономика процветает как производственный центр, и продукция страны, кажется, повсюду. Большинство ярлыков, этикеток и наклеек на различных товарах с надписями «Made in China». Поэтому понятно, что каждый потребитель задаётся вопросом: «Почему все сделано в Китае?». Читайте тут про лучшие китайские ценные бумаги.

Кто-то может подумать, что повсеместное распространение китайских товаров связано с обилием дешевой китайской рабочей силы, которая снижает себестоимость производства, но дело не только в этом. Помимо низкой стоимости рабочей силы, Китай стал известен как «Мировая фабрика» из-за своей сильной бизнес-экосистемы, отсутствия соответствия нормативным требованиям, низких налогов и пошлин, и конкурентной валютной практики. Здесь мы рассмотрим каждый из этих ключевых факторов.

Низкая заработная плата.

В Китае проживает примерно 1,39 миллиарда человек, что делает его самой густонаселенной страной в мире. Закон спроса и предложения говорит нам, что, поскольку предложение работников превышает спрос на низкооплачиваемых работников, заработная плата остается низкой. Большинство китайцев были сельскими жителями и бедными из среднего класса до конца 20-го века, когда внутренняя миграция перевернула сельско-городское распределение страны вверх ногами. Эти иммигранты в промышленных городах готовы работать много смен за низкую заработную плату.

Китай не следует (не такие строгие законы) законам, касающимся детского труда или минимальной заработной платы, которые более широко соблюдаются на Западе. Однако эта ситуация, похоже, меняется, и все больше провинций сообщают, что повысили свою минимальную заработную плату в ответ на увеличение стоимости жизни.

По состоянию на январь 2020 года минимальная почасовая ставка в Шанхае составляет 22 юаня (3,16 долл.) в час или 2480 юаней (355,70 долл.) в месяц. В Шэньчжэне ставка составляет 2200 юаней в месяц (315,55 долл.) и 20,3 юаня (2,91 долл.) в час. по курсу 1 юань = 0,14,5 доллара США.

Огромный трудовой резерв в Китае помогает производить оптом, учитывать любые сезонные отраслевые потребности и даже обслуживать внезапный рост графика спроса.

Бизнес экосистема.

Промышленное производство не происходит изолированно, а опирается на сети поставщиков, производителей компонентов, дистрибьюторов, государственных учреждений и клиентов, которые все вовлечены в процесс производства посредством конкуренции и сотрудничества. За последние 30 лет бизнес-экосистема в Китае довольно сильно изменилась.

Например, Шэньчжэнь, город, граничащий с Гонконгом на юго-востоке, превратился в центр электронной промышленности. Он культивирует экосистему для поддержки производственной цепочки поставок, включая производителей компонентов, недорогих рабочих, техническую рабочую силу, поставщиков сборки и клиентов.

Американские компании, такие как Apple Inc. (AAPL), используют преимущества китайской цепочки поставок для поддержания низких затрат и высокой маржи. Foxconn Technology Group (тайваньский производитель электроники) имеет несколько поставщиков и производителей компонентов, которые находятся по соседству. Для многих компаний экономически невыгодно доставлять компоненты в США для сборки конечного продукта.

Низкие требования.

Ожидается, что производители на Западе будут соблюдать определенные базовые руководящие принципы в отношении детского труда, принудительного труда, норм охраны труда и техники безопасности, законов о заработной плате и защиты окружающей среды. Китайские заводы известны тем, что не следуют большинству этих законов и руководств.

Исторически на китайских фабриках использовался детский труд, у них были долгие смены, и они не обеспечивали рабочим компенсационную страховку. На некоторых заводах даже существует политика, согласно которой рабочим платят один раз в год, стратегия, направленная на то, чтобы они не уволились до конца года.

Столкнувшись с растущей критикой, правительство Китая заявило о проведении реформ, которые защищают права работников и предусматривают более справедливую компенсацию. Тем не менее, соблюдение правил во многих отраслях является минимальным, а изменения происходят медленно. Законы об охране окружающей среды регулярно игнорируются, что позволяет китайским фабрикам сократить расходы на утилизацию отходов.

Согласно отчету Всемирного банка, за 2019 год, 18 из 20 самых загрязненных городов мира находятся в Китае.

Налоги и сборы.

Политика возврата налогов на экспорт была начата в 1985 году Китаем как способ повысить конкурентоспособность своего экспорта путем отмены двойного налогообложения на экспортируемые товары. Экспортируемые товары облагались нулевым процентом налога на добавленную стоимость (НДС), что означало, что они пользовались льготами по НДС или политикой возврата. Потребительские товары из Китая были освобождены от любых налогов на импорт. Эти более низкие налоговые ставки помогли сохранить себестоимость продукции на низком уровне, что позволило стране привлечь инвесторов и компании, желающие производить недорогие товары. Лучшие ETF на Китай – читайте тут.

Тарифы Китая и США.

В июле 2018 года США объявили тарифы для Китая, нацеленные на 818 импортируемых китайских товаров на сумму 34 миллиарда долларов. Это был первый из многих раундов тарифов, введенных обеими странами, в результате чего в США было применено 550 миллиардов долларов для китайских товаров и 185 миллиардов долларов китайских тарифов, примененных к товарам США, по состоянию на февраль 2020 года. Со временем американцы почувствуют влияние этих тарифов в виде увеличения стоимости товаров, в то время как в экономике Китая ожидается замедление.

Валюта.

Китай был обвинен в том, что он искусственно снижает стоимость юаня, чтобы обеспечить его экспорт по сравнению с аналогичными товарами, производимыми конкурентами США. Китай контролирует укрепление юаня, покупая доллары и продавая юани. По оценкам юаня, в конце 2005 года он был недооценен на 30% по отношению к доллару. В 2017 году юань укрепился по отношению к доллару на 8%, что, по мнению экспертов, произошло после того, как президент Трамп пригрозил объявить Китай манипулятором валюты.

Однако эта тенденция изменилась, и юань ослаб по отношению к доллару, начиная с июня 2018 года, когда США установили тарифы на китайские товары. 8 августа 2019 года центральный банк Китая понизил юань до 7,0205 за доллар, самого низкого уровня с апреля 2008 года. Более слабый юань делает китайский экспорт более привлекательным и рассматривается как ответ Китая на его торговую войну с США.

По состоянию на январь 2020 года валютные резервы Китая составляли приблизительно 3,1 триллиона долларов по сравнению с 130 миллиардами долларов США.

Подводя итоги.

Эксперты задавались вопросом, потеряет ли Китай свое место в качестве «фабрики мира», как другие развивающиеся страны, предлагающие дешевую рабочую силу, которые притупят конкурентные преимущества Китая.

Однако доступность дешевой рабочей силы является лишь одним из многих факторов, которые сохранили ярлык «Made in China» на очень многих товарах, приобретаемых потребителями по всему миру. Для развивающихся экономик потребуется более чем низкая стоимость рабочей силы, чтобы создать бизнес-экосистему, способную конкурировать с Китаем. В течение некоторого времени Китай станет «мировой фабрикой» со своими низкими производственными затратами, огромным кадровым резервом и бизнес-экосистемой.

Оцените статью
Деловой журнал о различных способах заработать деньги в интернете и не только