Что такое Мотивация определение, виды и значение в экономике

Доброго времени суток, друзья! В этой статье мы поговорим об очень важном психофизиологическом процессе, который управляет нашими действиями и нашим поведением – это мотивация. Что такое Мотивация, простыми словами? Подробнее о понятии, определение, видах мотивации и необходимости её изучения для экономики читайте ниже.

Что такое Мотивация? Понятие мотивации

В отечественной и зарубежной психологии дано множество определений понятию мотивация, разработано несколько концепций и мотивационных моделей (теория А. Маслоу, Герцберга, Макклеланда).

Слово Мотивация – это определённая и неповторимая система внутренних и внешних стимулов, побуждающих человека проявлять себя тем или иным образом. Многим людям это понятие покажется чем-то возвышенным, но именно мотивация помогает в достижении поставленной цели, она формирует желания и стремления индивида.

Если выпускник школы желает в будущем стать программистом, то он будет мотивирован поступить на информационный факультет, и приложит к этому все возможные усилия. И, став студентом желаемого факультета, он испытает небывалую радость, а учёба сложится удачным образом.

Другой пример: если человек голоден, то он будет мотивирован на подавление этого чувства, действия его будут направлены на приготовление пищи или покупку готовой еды. После удовлетворения этой потребности, низшей, согласно пирамиде А.Маслоу, человек испытает положительные чувства и будет активен для достижения других целей.

Большинство учёных вкладывают в это понятие всё, что побуждает человека к активности, называя его мотивом. Мотивы это совокупность приёмов, объяснения действий и поступков человека, или предмет (не обязательно одушевлённый), на обладание которым направлена активность личности.

Отечественные психологи С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев определяют мотивы как некую потребность человека, как осознаваемую, так и неосознаваемую.

Пример неосознаваемого мотива: это постоянная критика и упрёки другого человека за небольшие ошибки, что осознаётся человеком, как повышение своей значимости, деятельности, но это характерно для людей неуверенных в себе. Мотивы преступника часто скрыты не только от правоохранительных органов, но и от самого преступника.

Чтобы осознать мотив, необходимо проделать тщательную внутреннюю работу.

В науке принято различать понятия мотива, цели и потребности:

  • потребность – это осознаваемое или неосознаваемое внутренние позывы;
  • цель – осознанный конечный результат своих действий;
  • само определение мотива описали выше.

Для того, чтобы определить собственную мотивацию, необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Почему я делаю это?
  2. Какие есть у меня потребности, которые я желаю удовлетворить?
  3. Какие результаты ожидаю получить от своих действий и степень их значимости для меня?
  4. Что заставляет действовать меня так, а не иначе?

Основные характеристики мотивации

Мотивация имеет свои характеристики:

  • направленность,
  • иерархичность и устойчивость целей,
  • опосредована интеллектом личности;
  • имеет социальное происхождение.

Учитывая вышеперечисленные характеристики, разрабатываются школьные программы, направления дополнительного образования, стимулирование работников предприятия, социальная поддержка женщин в государстве и так далее.

Этапы мотивационного процесса

Мотивация как процесс может состоять из нескольких последовательно возникающих стадий:

  1. Возникновение или нехватки чего-либо (потребность);
  2. Поиск путей удовлетворения или исключения путей неудовлетворения потребности;
  3. Определение целей, их конкретизация и поиск путей её достижения;
  4. Непосредственно осуществление действия;
  5. Осознание получение или неполучения желаемого результата;
  6. Прекращение действия в результате удовлетворения потребности, или поиск новых путей для прекращения своей потребности.

Классификация мотиваций

Различают процессы мотивации по следующим критериям:

По способам использования:

  • нормативная – мотивирование субъекта к действию при помощи инструктирования, психологического влияния, объяснения, внушения, информирования;
  • принудительная – использование шантажа, угроз и устрашения для побуждения к действию индивида.
  • стимулирующая – создание внешних обстоятельств, побуждающих человека к активности.

По источнику возникновения мотивов:

  • Внутренняя (другое название интринсивная) – мотивация, направленная на удовлетворение внутренних желаний человека, формируется под влиянием стремлений и особенностей личности самого человека. Например, стремление быстрее закончить проект, страх высоты, желание рисовать.
  • Внешняя (экстринсивная) – мотивация, основанная внешними обстоятельствами окружающей среды. Например, заработная плата работникам, правила поведения ученика на уроке, условия труда.

По результатам действия:

  • положительная – активность человека с целью получения позитивного подкрепления (надбавка к заработной плате, отгул для работника, просмотр мультфильма или поход в игровую для ребёнка);
  • отрицательная – избегание отрицательных последствий своих действий (штрафа, снижение доверия коллектива).

По времени действия:

  • устойчивая – сохраняется длительный период действия, не нуждается в дополнительном подкреплении;
  • неустойчивая характеризуется сменой фаз активности личности, нуждается в дополнительном стимулировании.

По охвату:

  • личная, касается одного конкретного человека;
  • групповая – мотивация, направленная на группу людей, объединённую общим признаком.

Сферы применения мотивации

Мотивации применяется в самых различных сферах человеческой жизни, в повседневном быте семьи и самого человека, в управлении деятельностью персонала, поиске коммерческой ниши и привлечении клиентов, в научных исследованиях (психологии, экономике, медицине).

Мотивация в психологии

Мотивационные процессы в психологии рассматриваются в рамках следующих научных направлений:

  • Бихевиоризм: основа мотивационных потребностей физиологическая, возникает при отклонении от определённой нормы (холод, как мотив, призван вызвать желание одеться теплее); стимулы формируют действия для удовлетворения потребности (надеть тёплые вещи или включить обогреватель). Формула бихевиоризма выглядит следующим образом: стимул – реакция.
  • Психоанализ: мотивы понимаются как реакция на бессознательные потребности (влечение к конструктивной деятельности и влечение к снижению до упрощённой организации жизни).
  • Когнитивные теории говорят о том, что полученная человеком информация об окружающем трансформируется в особенности поведения (при этом знание своих потребностей и сил влияет на уровень мотивации и эффективность работы).
  • Гуманистическая теория призывает человека прислушиваться к своим потребностям. Стремление к самореализации и самоизучению – вот основная движущая сила действий индивида.

Мотивация в менеджменте

Для достижения конечных коммерческих целей в менеджменте и управлении персоналом всё чаще обращают внимание на мотивационную составляющую поведения сотрудников (коллектива).

В сфере управления персоналом мотивационные теории разделяют на содержательные и процессуальные. Первые анализируют потребности и мотивы личности, которые заставляют действовать людей определённым образом в конкретной ситуации.

Вторые изучают влияние внешних факторов на мотивы людей. Ожидания человека стимулов извне формируют мотивацию.

В менеджменте повышение удовлетворённости сотрудников работой и их целенаправленное на результат компании поведение руководитель может добиться, стимулируя подчинённых. При этом руководителю надо учитывать потребности, ценности и мотивы членов трудового коллектива.

Например, потребность в признании побуждает человека расти по карьерной лестнице, его целью может быть место начальника отела или даже директора. Ценностями могут быть важные для личности материальные объекты (общественный статус, путешествия, как способ познания мира). Мотивы работника – это стремления удовлетворить потребность (в признании, увеличении благосостояния и так далее).

Чем внимательнее руководитель отнесётся к мотивам персонала, тем успешнее будет результат деятельности его предприятия.

Мотивация в экономике

Среди классических мотивационных теорий в экономике выделяется учение Адама Смита. Суть данной теории в том, что труд, как вознаграждаемая обязанность, воспринимается работником как нежеланный и мучительный.

А контроль государства с «разрушающим стимулированием» в виде угроз и уговоров не вписывался в теории. А.Смита. Он призывал создать такие условия для индивида, которые бы преследуя собственные интересы, действовали на благо общества и в рамках существующего законодательства.

С развитием капиталистического общества затраченные усилия часто не равны стоимости товаров. И человеку хочется увеличить цену за свой товар, чтобы она была больше потраченных на него трудов. Поэтому работники желают уравновесить эти составляющие и вынуждены искать более оплачиваемую работу.

Опыт исследований зарубежных компаний свидетельствует о влиянии на эффективность работы не только материальной мотивации, но и в создании привлекательных условий труда (комфортная обстановка, социальные гарантии, доверительная атмосфера, тренинги и психологическая разгрузка персонала).

Но основной фактор продуктивной работы сотрудника был и есть материальный. Их интересует не только стабильный оклад, различные вознаграждения, но и процент и частота премирования.

Каждый вид экономического стимулирования является затратным, но ведёт к разным результатам. Так увеличивая административный аппарат, увеличиваются и затраты на его содержание, при этом падает эффективность и результативность деятельности компании. Производительность труда снижается.

С другой стороны, привлечение сотрудников к принятию решения по управлению производством, возможность удалённой работы или свободный график, снижает затраты на персонал и даёт хорошие результаты деятельности сотрудников, а, следовательно, и повышает результативность самой компании.

В последнее время всё большую популярность набирает удалённая работа. В ней доход зависит от активности самого человека и его мотивации, которой он уже занимается сам. Это может быть и чтение мотивирующей литературы, посещение обучающих тренингов и семинаров, прослушивание вебинаров и видеоуроков, знакомство с успешными людьми.

Для чего нужна мотивация

Мотивы уникальны для каждой личности, так как формируются под влиянием наших психофизиологических особенностей и особенностей социального окружения. Внешняя мотивация обычно формируется в детстве в процессе социализации, внутренняя мотивация – строится на основе личностных потребностей.

Каждый день люди совершают какие-то действия под влиянием неосознаваемых и сознательных мотивов. Чтобы научиться управлять своим поведением, необходимо провести глубокую, тщательную работу над собой, прислушаться к своим внутренним потребностям. Результатом будет улучшение своей жизнедеятельности до желаемого уровня.

Начать нужно с осознания желаний и постановки целей. Мотивация всегда требует цели. При этом не следует путать свои желания и цели с чужими, иначе не получите удовлетворения от проделанной работы, и даже не выйдете на прогнозируемый результат. Правильно поставленная цель, поможет личности преодолеть внешние препятствия и даже собственную лень.

Управление мотивацией – это принятие решения, подкреплённое действиями. Способность побуждать себя к достижению цели это хороший навык, приводящий людей к успеху.

И не нужно ждать наступления критической ситуации (как мотива) для начала активных действий по улучшению ситуации, начинайте работу над собой уже сейчас. Поэтому важно работать над повышением собственной мотивации и добиваться больших результатов в жизни!

Оцените статью
Деловой журнал о различных способах заработать деньги в интернете и не только